Светлана Тома



Хотите поменять цвет фона и шрифта? Просто щелкните два раза мышкой внутри рамки. И повторяйте, пока результат вас не устроит.

Табор уходит без Томы
Роль гордой и своенравной цыганки Рады в картине Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо" стала ее звёздным часом. "Ну не может быть, что в тебе совсем нет цыганской крови!" - восклицал режиссёр несколько лет спустя, ведя диалоги с актрисой в посвященном ей и им же снятом документальном фильме. "Табор" купило 120 стран мира, и на премьере ленты в Париже весь первый ряд занимали местные цыгане во всём колорите своих одежд и великолепных золотых украшений. А потом их барон устроил для наших артистов пышный приём в роскошном парижском особняке: на всю ночь, с песнями, танцами...
Словно чтобы оживить в памяти зрителей свои образы сыгранных на экране цыганок (а их было несколько), и на встрече в "Современнике" заслуженная артистка РФ Светлана Тома вышла в длинной пышной юбке цвета жаркого цыганского костра и блузке цвета ночного неба. Удивительно юная, тонкая, как былинка, несмотря на прошедшие годы. Настолько "вне времени", что народ ахнул! (Хотя потом - после оброненного актрисой вскольз, что школу закончила в 1965-м, а внучке сейчас 12 лет, дамы в зале и принялись лихорадочно подсчитывать ее реальный возраст, а уловив такие "флюиды", Тома только без комплексов рассмеялась.)


А начала она с грустной ноты. Год назад ушел из жизни ее "крестной отец" в кино Эмиль Лотяну. Это он, буквально столкнувшись на улице с Тома, собиравшейся поступать на юрфакт университета, уговорил ее сыграть главную роль в своем фильме "Красные поляны" - трогательной истории любви деревенской девушки и журналиста. Взяв на себя тем самым полномочия судьбы: после этого дебюта Тома поступила в театральный институт. И уже будучи студенткой третьего курса, получила свою вторую роль, правда, у другого режиссёра, - Маши в экранизации "Живого трупа" Л. Толстого. Так началась ее карьера на экране. Снявшись еще в пяти картинах, она опять вернулась к Э. Лотяну, чтобы сняться в его "Табор уходит в небо". Ее партнером по фильму - возлюбленным Рады Забаром - вновь стал вместе с ней когда-то дебютировавший в "Красных полянах" молодой актёр Григорий Григориу. Сейчас его тоже уже нет в живых...
- Это был уникальный режиссёр, - вспоминает о своём наставнике Э. Лотяну актриса. - "Лаутары", "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Анна Павлова"... По сути он занимал в нашем кинематографе свою нишу, и после него оставшуюся свободной: он снимал поэтически-романтическое кино. Лотяну - ветвь, выросшая из Параджанова... Готовился снимать новый фильм, который должен был называться "Яр". Не успел...
К цыганам же Светлана Тома до сих пор относится трепетно: - Они - такая интересная, непознанная нация! Масса всяких предположений существует только насчет того, откуда они выходцы. Есть даже такая легенда, ее я услышала от самих цыганок, что в Индии, вдоль рек Цы и Ганг жило такое племя (отсюда, дескать, и название), которое потом было то ли было изгнано, то ли само ушло. И расселились они по всему миру...
Цыганские мелодии, уверяет Светлана Андреевна, есть в репертуаре любого ресторанного оркестра любого города в мире (а за границей ей не раз довелось побывать). Не удержалась она и сама от того, чтоб исполнить несколько таких страстных "шансонов" перед ивановской публикой.
Цыганской-то крови, по крайней мере по ее мнению, в Светлане Томе нет, но вот детство актрисы прошло в молдавских деревнях. Ее отец родом из Воронежа прошел всю войну, и в Молдавии дислоцировалась его воинская часть. Здесь он и осел, закончил сельхозинститут, потом встретил будущую маму актрисы, женился, и так на свет появилась она.
- Потом папу партия послала поднимать сельское хозяйство Молдавии, и так мы жили то в одной деревне, то в другой: мама бросила мединститут и отправилась с ним, как декабристка.
Деревенское детство осталось среди самых светлых воспоминаний Светланы Тома. Папа играл на баяне. А еще он как-то привез патефон, синий, с пластинками Шульженко, Козина, Утёсова... На них и росли будущая актриса со своей сестрой. С чуть ностальгической нотой, "под Шульженко" Тома и исполнила песню из репертуара той - "Морщинки", а затем проникновенно прочла мудрое ахматовское стихотворение. Что до "предварительных итогов", с ними Светлана Тома не торопится:
- И чувствую себя молодой, - не скрывает она, - и вообще не думаю о возрасте, что очень полезно. Когда подходят мои дни рождения, я просто делаю вид, что их не замечаю. А вообще - мы каждый день рождаемся на свет, просыпаясь.
После того, как народ буквально засыпал артистку вопросами о секретах красоты, она призналась, что уже более 20 лет - вегетарианка: "сидит" на кашах, овощах, фруктах, а больше всего любит картошку и свеклу. При этом - никаких специальных диет ("Голодом себя никогда не морила и не морю"). И тут же не без кокетства, словно в ответ на комплименты о своей неувядаемой молодости, вскользь упомянула: - Сейчас мы с моей дочерью Ириной играем в спектакле по пьесе Ксении Драгунской "Любовь - кровь" один и тот же персонаж.
Кстати, о дочери. Она - тоже актриса, знакомая многим по тем же сериалам. Сейчас снимается в 8-серийном детективе в роли главного режиссёра театра. Сама же Светлана Тома пока отдыхает после съёмок нашумевшего сериала "Бедная Настя", где играет образ "ведьмы" Сычихи.
- Вернее, это вначале она была задумана такой ведьмой: косматой, старой, страшной. А я, когда меня пригласили на эту роль, решила образ изменить, и вместе с гримёрами и художниками придумала нечто иное. Моя Сычиха - это человек, обретающий свободу и себя, уйдя из светской жизни с ее интригами. Она уходит в лес, в природу, тем самым очищаясь от всего дурного, что ее прежде окружало. И короткую стрижку тоже я ей придумала: не может же, живя в лесу, она себе прически делать, вот и стрижет себя, как умеет.
Сериал "Бедная Настя", который уже закупило российское телевидение (а также Франция, Мексика, Аргентина) и будет показывать с сентября, проект совместный: российско-американский. Сценарий к нему писала американка Лиза Сейдл, автор сюжета "Санты-Барбары". И рассказывает о необычном процессе съёмок "Бедной Насти" Тома охотно и с удовольствием.
- Сами актёры не знали, что будет по действию дальше: текст мы получали уже вечером, по окончании съёмочного дня. Сейдл писала основную сюжетную линию, передавала ее по Интернету, а уже здесь наши диалогисты разрабатывали диалоги. Постепенно мы отвоевали право их изменять, чтоб они были более разговорчивыми. Именно то, что сериал снимался по новым, отличным от традиционных российских, кинотехнологиям, Тому и привлекло к ним.
- Непривычно там было всё, начиная с декораций, - рассказывает она. - Если наши делаются основательно (уж забили гвоздь, так потом его оттуда не вытащишь!), то "их" собираются и разбираются по принципу "лего". Очень удобно: любой павильон так можно было собрать за 2 часа! Американцы по ходу съёмок приезжали - давали мастер-классы, привозили специальные материалы.
Тяга к современному, нетрадиционному, умение воспринять новое - еще один признак молодости актрисы. Такой живой, внутренне раскрепощённой, незашоренной гибкая "цыганка" Тома и запомнится ивановцам в ожидании ее следующего приезда.
Л. СМУЛЬСКАЯ.
приложение к «Ивановской газете» - «Культурный формат» за 16 июня 2004 года


написать нам

Хостинг от uCoz