Сергей Тарасов В Иванове


Сергей ТАРАСОВ:
"Кинематограф - искусство обмана"


Хотите поменять цвет фона и шрифта? Просто щелкните два раза мышкой внутри рамки. И повторяйте, пока результат вас не устроит.

Встречами с режиссёром, сценаристом, актёром Сергеем Тарасовым и показом его новой ленты "Честь имею" в Иванове и посёлке Чернореченский Ивановского района открылся IX областной фестиваль детских и юношеских фильмов.
"Стрелы Робин Гуда", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Чёрная стрела", "Приключения Квентина Дорварда...", "Ричард Львиное Сердце"... "Рыцарские картины" Тарасова - "о подвигах, о доблести, о славе". И конечно, о любви к прекрасным дамам.
- Наверное, мой идеал всегда был в глуби веков, - признался режиссёр. - А началось всё с того, что мальчишкой в эвакуации я зачитывался романом "Айвенго" Вальтера Скотта...
"Честь имею" - 15-я его режиссёрская работа.
Стрелы Робин Гуда
- Хотя это и современная картина, она продолжает традиции моих прежних, - считает мэтр. - Здесь тоже о доблести, о чести - офицерских. Это - история о четырех кадетах ВДВ. Для меня это даже не романтика, а утверждение основ - таких, как дом, честь, Родина...
Вообще же лент о современности у Тарасова не так много. Были три телевизионные картины: "Встреча на далёком меридиане" и "Антарктическая повесть" - о нынешних покорителях пространств, а одна так вообще детектив - "Чёрный треугольник". Да и первый сценарный опыт Сергея Тарасова - ставшая легендарной - лента "Вертикаль". Правда, экранное воплощение своей версии его до сих пор не устраивает:
- Если бы не вставленные туда песни Высоцкого, то не картина была бы, а пустышка. Я писал одно, а на экране - совсем другое...
Наткнувшись на такие "ножницы", сценарист решил сам всё доводить до ума, для чего поступил на высшие режиссёрские курсы.
- Как же я сейчас об этом жалею! - полушутя сетует он. - Такая замечательная работа была: написал, отдал, и всё - не мучайся! Режиссёр же - это совсем другое. Испытания для меня начались с любимого мной и многострадального фильма "Стрелы Робин Гуда". Картина вышла совершенно не в том виде, в котором снималась: оттуда выбросили почти 450 метров - все шесть баллад Высоцкого. А именно под Высоцкого мы эту историю и задумывали! Идет современный такой парень с гитарой по развалинам замка, и под напеваемые им баллады действие переносится в Средневековье. В результате на роль взяли Бориса Хмельницкого, сыграл он, правда, хорошо. А буквально в вечер похорон Владимира Семёновича, продолжает С. Тарасов, у меня раздался звонок от того самого чиновника, что топал ногами, когда я возражал против вырезания баллад из фильма. Цинично так он выдал: "Снимай теперь что хочешь, вставляй, куда хочешь, своего Высоцкого". И я задумался: а куда их теперь вставлять, эти баллады? И тут меня осенило: ведь все персонажи из "Стрел Робин Гуда" есть и в "Айвенго". Так возник замысел "Айвенго". И я был счастлив, что после цензуры там 4 из 6 баллад остались. А тексты этих баллад Высоцкий мне из Парижа присылал. Одну написал уже в России... Мне ведь Высоцкого и до "Робин Гуда" ещё в одной картине запретили - "Морские ворота", потом вместо него Юра Визбор туда песни написал... От грустных воспоминаний Сергей Тарасов перешёл к режиссёрской "кухне".
кадр из фильма
- Кинематограф - это же искусство обмана, - лукаво делился он. - И мне пришлось научить "обманывать" зрителя. В кино как бывает: зимой снимаешь лето, а летом - зиму. Так было, например, в моей дипломной режиссёрской работе - фильме "Петерс". Зима 1918 года была очень снежной и морозной, снимали же мы в апреле на Дворцовой площади в Ленинграде. В первом кадре по ней идут два бывших белых офицера. Ну и как "декорировать" всё под зиму? Придумали: полить пожарной пеной. Залили площадь этой пеной - замечательно получилось, ну просто зима! Но подул ветер - нашего пенного "снега" как ни бывало, весь в воздух взлетел. Пришлось снимать, как есть...
А для тех же "Стрел Робин Гуда" заказали чуть ли не настоящую кольчугу. Получилось что надо, но надевший её актер не смог сделать и пары шагов: весит это хозяйство 30 кг!
- Смотрю, гримёрша наша что-то вяжет. И тут меня осенило. Заказал на фабрике связать из грубой шерсти свитера и такие же лосины, опустили их потом в "серебрянку", высушили - и один к одному стальные кольчуги получились! К своим актёрским работам Тарасов относится скептически.
- Ну какой я актёр! - восклицает он. - Просто убивали меня несколько раз по фильмам за актёров, которые должны были сыграть эпизод, а не смогли, - вот и всё. Так, мне пришлось стать злодеем в "Чёрной стреле", которому сын мстит за отца. (Актёр не смог вылететь на съёмки.) Подогнали под меня костюм, сшили парик. По сценарию, сижу в лодке, в меня попадает стрела, и я падаю в воду... Стрела воткнулась только с 16-го дубля. Но на этом мои страдания не кончились. Плюхнулся я в воду, надкусил пакет с вареньем, чтоб "кровь" потекла, и лежу там. А дело на Балтике, градусов 7. Долго лежу, наконец не выдержал: "Почему команду не даете выходить?" Оказалось, её от меня же как от режиссёра и ждали! В результате - воспаление среднего уха, ходил потом перевязанный...
Кстати, о массовке. В своих фильмах Тарасов кого только для этого не использовал: от солдат до ребят из московских клубов исторического реконструирования. Вот "ролевиками" он очень доволен - на них весь его "Князь Юрий Долгорукий" держится. Парни из этих клубов запросто подбрасывают и крутят мечи, которые обычный человек (да и каскадёры, которых режиссёр по большей части называет "пижонами" и "лентяями") двумя руками с трудом поднимет, а девушки сами шьют одежды, в которых потом играют дам.
Так, перемежая серьезное и юмор, размышления и воспоминания, Сергей Тарасов - подтянутый, худощавый, в джинсовке общался с ивановцами. А напоследок передал всем привет от своего друга - пса Данилы, которого в своё время вывез из Иванова.
Л. СМУЛЬСКАЯ.
приложение к «Ивановской газете» - «Культурный формат» за 16 июня 2004 года


написать нам

Хостинг от uCoz