Олег Меньшиков: интервью в Локарно


Олег Меньшиков: С удовольствием сыграю Остапа Бендера

Хотите поменять цвет фона и шрифта? Просто щелкните два раза мышкой внутри рамки. И повторяйте, пока результат вас не устроит.

В этом году на фестивале в Локарно впервые вручали приз за творческое отличие (Locarno Exellence Award). Лауреатом стал российский актер Олег Меньшиков. Почему в Локарно решили наградить именно Меньшикова - понятно. Наша кинозвезда - одно из "официальных лиц" известной швейцарской часовой марки "Лонжин". Рекламные постеры с изображением импозантного русского актера висят на каждой автобусной остановке и ежедневно публикуются в прессе. Среди других "лиц" дорогой марки - индийская красавица Айшвария Раи, великие звезды ушедших эпох Хамфри Богарт и Одри Хепберн…
На свой мастер-класс (который на самом деле был интервью редактору газеты "Верайети") Меньшиков явился весь в белом: брюки, кофта с капюшоном, пиджак. Вечером на торжественном вручении ему приза на Пьяцца Гранде (здесь, прямо под открытым небом, построена сцена, развернут огромный экран, на которые одновременно смотрят до 10 тысяч человек) актер был одет в темно-синий полосатый костюм и оранжевую майку. Не спускавшая с Меньшикова глаз и неустанно его фотографировавшая представительница часовой компании долго объясняла мне, что Олег - само воплощение элегантности и именно поэтому ему и был предложен выгодный контракт.


Русский денди в Швейцарии
- Шикарные часы на руке хорошо дополняют ваш образ денди.
- А я денди? - удивляется Олег. - Ну, не знаю… Девиз "Лонжин" - "Элегантность как образ жизни". Вот и приходится соответствовать.
- Думаю, вам это нетрудно. Слышал, что еще студентом, не имея больших денег, вы совершенно отказались от поездок в общественном транспорте.
- Просто я не могу, когда вокруг меня много народа. Некомфортно себя чувствую. Это и тусовок касается. Не подумайте, что я избегаю людей, отгораживаюсь от жизни…
- Я вас не обвиняю.
- А я и не оправдываюсь.
Живаго - Бендер.
- Вы очень щепетильны в подборе ролей. Считаете, что лучше меньше, да лучше? Такая позиция и на ваш загадочный образ работает. - Нет, такой позиции у меня нет. Предложат подряд десять хороших сценариев - снимусь в дести фильмах. У меня нет ни одной картины, о которой я бы мог сказать: "Жалко, что я в ней снялся!" Да, иногда я снимался у не очень хороших режиссеров, но и у них учился - тому, как не надо работать. Или снялся, допустим, в картине "Мама" - это не самый лучший мой фильм. Но для меня не было вопроса - сниматься в нем или нет, потому что в нем играла Нонна Викторовна Мордюкова.
- Вы мечтали о роли доктора Живаго?
- Мечтать артистам вредно, это разрушает актерское самосознание. Мне кажется справедливой мысль: все должно быть не так как нам хочется, но так как должно быть. Лучше молча ждать, рассматривать предложения, которые тебе делаются. Среди них могут оказаться и такие, как "Доктор Живаго".
- Вам, актеру с именем, не "в лом" сниматься в телесериале?
- Да, телевидение разрушает актерский профессионализм. Ноя действительно дал согласие на съемки в двух телепроектах. Но каких! "Доктор Живаго" поставит один из самых профессиональных наших режиссеров Александр Прошкин ("Холодное лето 53-го"), отличный сценарий к картине написал Юрий Арабов, постоянно работающий с Александром Сокуровым. Ну и еще я не смог отказать себе в удовольствии сыграть Остапа Бендера в новой экранизации "Золотого теленка". (По нашей информации, Меньшиков и не думал отбирать эту рол у Константина Хабенского, контракт с последним даже не был подписан, но, услышав о возможности ее сыграть, загорелся. - С. Т.)
- Остапа будете играть с оглядкой на предыдущие образцы - Миронова, Юрского?
- Не могу сказать, что буду играть с оглядкой, но учитывать их опыт, безусловно, буду.
- Вы еще участвуете в кастингах, пробах?
- Сейчас уже нет. Мне предлагают роль, и я либо соглашаюсь, либо нет. А раньше, конечно, участвовал. И всегда ненавидел этот процесс. Просто физически. Слава богу, сейчас я уже не должен проходить эту селекцию.
Михалкову не быть президентом. Ведущий мастер класса задал Меньшикову вопрос, какой русский фильм он взял бы с собой на необитаемый остров. Надолго задумавшись, актер выдал "правильный ответ": эйзенштейновский "Иван Грозный", но, потом, опомнившись, воскликнул, что сойдет с ума, если будет вынужден смотреть только это выдающееся произведение. И выдал на-гора другой ответ - михалковскую "Рабу любви".
- Главный человек для меняв театре - Петр Фоменко, в кино, конечно же, - Михалков. С ним никогда не чувствуешь, что ты напряженно и тяжело "работаешь над созданием полотна". Все происходит шутя. За все время моей работы в театре я, возможно, лишь дважды на три секунды ощутил счастье от того, что вдруг что-то получилось лучше, чем я могу. Но эти мгновения прошли незафиксированными, их не вернешь назад. И несколько таких волшебных моментов было у меня в "Утомленных солнцем". И все они остались на пленке! Михалков дает тебе веру в то, что в тебе скрыто больше чем ты сам предполагал. И еще он всегда железно знает, чего хочет, а если не знает - то делает вид.
Не могут успокоится иностранные журналисты и насчет гипотетической возможности когда-либо увидеть Михалкова в звездной роли президента России.
- Ну что ж, тогда у меня будут дружеские отношения с президентом! -отвечал Меньшиков. - Но я не верю, что Никита сможет им стать. Слишком уж яркая личность. А президент не может ей быть. Он должен быть машиной, быстро принимающей правильные решения. Интеллект должен превалировать над всеми остальными качествами. Дядя Митяй воскреснет! Роль Мити в "Утомленных солнцем" - на сегодня лучшая в кинобиографии Меньшикова. Именно благодаря ей его высоко ценят на Западе. - Когда я впервые прочел сценарий "Утомленных солнцем", я не понял восторгов, которыми исходил Михалков. Он демонстрировал мне мурашки на руках и говорил: "Смотри, волосы шевелятся от восторга!". Но, когда он начал говорить о моей роли, его энтузиазм передался и мне. Я не мог не спросить актера о его будущей роли в "Утомленных солнцем-2". - Михалков уже долго работает над сценарием, не он один (режиссер действительно писал его с Глебом Панфиловым, а сейчас с авторами "Возвращения" Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким. - С.Т.). Действие происходит во время второй мировой войны, и трудность возникла с тем, чтобы дать если не новое, то, по крайней мере, какое-то другое представление о войне. Именно этого и добивается Михалков. В фильме будут действовать те же персонажи, что и в оригинале.
- А вас не смущает, что едва ли не все они погибли? Котова расстреляна, ваш герой вскрыл себе вены в ванной…. Он выжил, что ли?
- Да, насколько я помню, все они не очень хорошо закончили, но, тем не менее… (Смеется.) Кино - это великая иллюзия! Поэтому мы можем себе позволить все!
- Вы хотели бы когда-нибудь поменяться ролями с Михалковым?
- То есть, чтобы он снимался у меня как у режиссера? Была такая мысль (речь идет об экранизации "Статского советника" Б. Акунина, которую должен был ставить Меньшиков, но проект поручили Филлипу Янковскому. - С.Т.). Актер Михалков замечательный, но в первую очередь он все-таки режиссер. Вот и меняться со мной ролями он в результате не захотел. "Статский советник" уже закончен. Филлип сейчас монтирует фильм.
"Чтоб тебе всю жизнь играть по-французски!"
-На мастер-классе вы общались с публикой через переводчика. Я думал, что вы свободнее разговариваете на языках.
- Моя международная карьера началась в Лондоне, где я играл Сергея Есенина, а великая английская актриса Ванесса Редгрейв - Айседору Дункан. Играл я по-русски, никто ничего не понимал, успех был огромным. А вот дальше начались мучения. Ладно еще английский, к нему мы все хоть какое-то отношение имеем. Но французский! Я играл с Садрин Боннэр и Катрин Денев, не понимая, о чем говорю. Меня одолевал постоянный страх - забыть реплику и испортить дубль партнершам. На съемках "Востока-Запада" я спал по четыре часа в сутки - все остальное время уходило на зубрежку текста. Врагу не пожелаю такого мучения. Самое страшное проклятие для меня - "Чтоб тебе всю жизнь играть по-французски!"
- Как же вы, простите, справились с ролью?
- Спасибо моим родителям, они наградили меня слухом. Мое ухо в состоянии уловить мелодику языка. И я как попугай долбил часами реплику за репликой, сцену за сценой.
Брызги шампанского
- Вас когда-нибудь раздражали партнеры?
- Однажды я был совершенно выбит из колеи. Играю спектакль. Партнерша по мизансцене пьет шампанское. Сцена совершенно не конфликтная. И вдруг ни с того ни с сего актриса выплескивает содержимое бокала мне в лицо. Я ничего не могу понять: за что? Что я ей такого сделал? Может быть, плохо играю? А она спокойно наливает второй бокал и делает то же самое. Потом третий. Я разозлился, но виду не подаю. Сорвешься - тебе же хуже: публика ведь не понимает, что происходит, она думает, что все так и написано в пьесе. В общем, я молча, не глядя актрисе в глаза, доигрываю спектакль. А на следующий день прихожу в гримерку и - вижу цветы, шампанское, огромное блюдо с шикарно сервированной рыбой. Мы с ней прекрасно поужинали. Оказалось, что я не имел никакого отношения к тому, что творилось в тот вечер в ее душе. Она выясняла отношения с кем-то другим, а досталось мне. Но я все простил этой женщине.
- А нельзя ли узнать ее имя?
- Ванесса Редгрейв.
Семь лучших фильмов Олега Меньшикова:
"Родня"
"Покровские ворота"
"Дюба-дюба"
"Утомленные солнцем"
"Кавказский пленник"
"Сибирский цирюльник"
"Восток-Запад"
Стас Тыркин.
Комсомольская правда. 20 августа 2004 года.

написать нам


написать нам

Хостинг от uCoz