Фестиваль Тарковского в прессе



Вторая жизнь Андрея Тарковского



Хотите поменять цвет фона и шрифта? Просто щелкните два раза мышкой внутри рамки. И повторяйте, пока результат вас не устроит.

Фестиваль «Дни Андрея Тарковского на ивановской земле» стал уже традицией
4 апреля, в день рождения Андрея Арсеньевича, Юрьевец, где прошли его детские годы, становится местом паломничества артистов, киноведов, ученых, журналистов и просто поклонников творчества режиссера. И на этот раз благодаря усилиям организаторов – управления культуры и искусства области, администрации Юрьевецкого района и объединения «Музеи города Юрьевца», а так же ОГУ «Ивкиносервис» - программа мероприятий была весьма насыщенной.
В местном историко-художественном музее открылась выставка, посвященная 30–летию фильма «Зеркало». На ней представлены экспонаты из фондов музея «Мосфильма», кадры из «Зеркала», фотоснимки со съемок. В мультимедиа-центре «Дом Черкасских» всю эту неделю шел видеопоказ фильмов режиссера, в музее Весниных открылась посвященная ему выставка акварелей изостудии «Радуга», а в районной библиотеке прошли презентация книги Михаила Тарковского «За пять лет до счастья» и литературно-музыкальный вечер «Такой разный Андрей».
Почетной гостьей фестиваля стала приглашенная «Ивкиносервисом» заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева. В разговоре Елена Всеволодовна коснулась вещей для себя наболевших:
- Беды в России начались, когда жизнь человеческая не стала стоить ничего. И Тарковский показал это безумное, жестокое время. Он попытался оживить Средневековье, времена Андрея Рублева художественным путем. Вдумайтесь – построили чудо-мастера потрясающий храм. Что с ними сделать? Ослепить! Я была на премьере « Рублева» в еще не усеченном его варианте, и все понимали, что это что-то большое, нол не очень понимали что именно…
Рассказала Елена Санаева и о том, как неоднозначно картину восприняли современники:
- Говорили даже так: снимать такое на народные деньги! Надо запретить!».
Зашла речь о роли Ролана Быкова ( мужа Е. Санаевой) в «Андрее Рублеве»:
- Всю роль скомороха Быков фактически написал сам. Когда еще только шла подготовка, Ролан обратился в Ленинскую библиотеку, в отдел редких рукописей, и там почитал подлинные тексты скоморохов. Вернулся растерянный. «Там же, - говорит, - мат один». А Тарковский отвечает: «Значит, будешь материться». Весь этот эпизод – длинный, сложный – снимался одним куском. После третьего дубля Быков потерял сознание, Тарковский объявил перерыв, после которого собирался снимать еще один дубль. Но тут взбунтовался оператор Вадим Юсов: «Я не убийца»,- сказал он и зачехлил камеру.
Я сама в третий раз смотрела «Андрея Рублева», к огда у Ролана было плохо с сердцем. Приезжала скорая, а я сидела и тихонько смотрела фильм по телевизору. И плакала: двадцать лет прошло – и я наконец доросла.
Под занавес встречи актриса прочла завещание Андрея Тарковского – горькие, страшные слова человека, который даже после смерти не хотел вернуться на Родину. «Я русский человек, - писал он, - но советским себя не считаю»…
- Хочу, чтобы не было художников, которые не хотели бы покоиться в родной земле из-за того, что столько боли от нее натерпелись… - заключила Санаева.
Во второй день фестиваля, в то время как актриса встречалась с более юными зрителями в ново-талицкой библиотеке «Золотой ключик», в музейно-выставочном центре на Советской в Иванове проходила не менее важная часть фестивальных событий – научно-практическая конференция «Жертвоприношение». Символика, проблематика, контекст». Ученые, аспиранты, педагоги, журналисты обсуждали аспекты, связанные как с личностью и творчеством Тарковского, так и с мировым культурным процессом в целом.
В рамках конференции прошла также презентация научно-художественного альманаха «Архетип детства – 2», изданного ОГУ «Ивкиносервис» при поддержке управления культуры и искусства. Помимо материалов прошлогодних конференций по творчеству А. Тарковского и А. Роу, туда вошли также эссе, стихи ( в том числе журналистов «Ивановской газеты» Л.Смульской и А.Вшивцева).
Завершилась программа второго дня фестиваля показом фильма ивановца Е. Борзова «Русская Америка» о жизни эмигрантов. В.Рузаков «Ивановская газета», 10 апреля 2004 г.


написать нам



Хостинг от uCoz