М. Х. Шиканов, автор этих воспоминаний, прошел путь от киномеханика до руководителя киносети области. Общий стаж его работы в кино - 63 года, из них 30 он возглавлял Ивановское областное управление кинофикации. Ветеран труда, отличник кинематографии СССР М.Х. Шиканов, как считают его земляки, - живая история кино области.
Сейчас М.Х. Шиканов на заслуженном отдыхе.
Прожитые десятилетия видятся мне длинной кинолентой, И где-то у начальных титров этого долгого фильма возникают кадры детства.
…. Иваново-Вознесенск. Булыжные мостовые, роскошные особняки фабрикантов в центре города и узкие пыльные улочки, покосившиеся избушки, непролазная грязь на окраине, в рабочей слободке под названием Ямы.
Крупным планом - тучный городовой с шашкой, нагоняющий страх на стайку босоногих ребятишек.
Обычный черно-белый вариант дореволюционного рабочего города…
Я - ровесник века. В 1905 году мне было пять лет, и я не могу взять на себя смелость утверждать, что помню все происходившее в то время. Но и сейчас я как будто бы вижу огромные толпы рабочих, вышедших из душных корпусов фабрик, шумные митинги на площадях и улицах Иваново-Вознесенска. Позже, став взрослым, я осознал, что в далеком мае 1905 года я стал свидетелем одного из значительных событий в истории. Ведь именно тогда у нас в Иваново-Вознесенске был создан первый в России Совет рабочих депутатов, который стал прообразом Советской власти.
Вот 1909 год весна, конец мая. Тогда я впервые присутствовал на киносеансе, а потому этот день запомнился мне навсегда. На большом поле между рабочими слободами Голодаиха и Глинищево ежегодно устраивали шумные ярмарки. Нас, вечно голодных мальчишек дразнили вкусные запахи пирогов и пышек, аппетитный вид сладостей. Но… "не хлебом единым"! Пуще пирогов и пряников соблазняли нас аттракционы и другие ярмарочные чудеса, среди которых главными считались "живые картины". Не знаю уж, как это мне выпало такое счастье, но очутился я однажды на скамейке в тесовом "электротеатре" и увидел сразу три "фильмы". Сеанс продолжался минут двадцать - не больше, но потрясение было так велико, что я не мог представить своей дальнейшей жизни без кинематографа.
В 1912 году в Иваново-Вознесенске открывался стационарный кинотеатр "Аванс". Долго мне пришлось обивать его пороги, пока, наконец, меня не приняли учеником киномеханика. Кинотеатр "Аванс" работал ежедневно, сеансы начинались в будни с 6 часов вечера, по праздникам - с 12 дня, а заканчивались в полночь. В мои обязанности входило привозить с вокзала картины, расклеивать по городу афиши, мыт полы в зале, а во время сеанса крутить ручку проектора.
Хозяин платил мне копейки, я сильно уставал, но тяжесть моих невзгод с лихвой окупалась возможностью смотреть все фильмы. Было сладко сознавать свою причастность к волнующему и прекрасному миру кино, знать, что паровоз, летящий с экрана на зрителя, никогда не задавит, а волны прибоя никого не накроют. Я считался среди сверстников большим знатоком кино и гордился своей работой, но родители считали ее "позорной" и требовали оставить. Отец однажды даже крепко побил меня, однако я не подчинился - любовь к кинематографу оказалась сильнее покорности родительской воле.
В 1914 году в Иваново-Вознесенске было уже 6 постоянно действующих кинотеатров. Из них только два находились в специально построенных помещениях. Это мой "Аванс" (ныне "Мир") и "Яр". Их репертуар был рассчитан на вкусы мещанской публики. Посмотрите, названия-то какие! "В руках беспощадного рока", "Иго любви", "Право первой ночи", "Аргентинское танго". Немало было зарубежных лент с драмами, убийствами, тайнами. И я до сих пор с теплотой вспоминаю о талантливой игре замечательных русских актеров - В. Холодной, И. Мозжухина, В. Максимова.
После Великой Октябрьской социалистической революции в нашем "Авансе" многое изменилось. Зрителями стали рабочие, крестьяне, приезжавшие посмотреть на "городское чудо", солдаты, отправляющиеся на фронты гражданской войны. Мы работали с большим воодушевлением, понимая, однако, что новому зрителю наш мелодраматический репертуар не очень-то годится.
Декрет Совнаркома о переходе кинематографии в ведение Нарком проса, подписанный В. И. Лениным, послужил основой для коренной перестройки в области кино. Вскоре на экраны стали поступать хроникально-документальные, а потом и игровые ленты о новой России, России созидающей. Мы, киномеханики, почувствовали себя на переднем крае идеологической борьбы. В 1920 году в моей жизни произошло важное событие: я стал членом ВКП (б).
В 1925 году в Иваново-Вознесенске появилась первая передвижка. В морозном феврале я повез в деревню Буньково два фильма - "Похороны В. И. Ленина" и "Как Петунька ездил к Ильичу". Взволнованные, потрясенные крестьяне долго не отпускали меня после сеанса, просили повторить показ картин, а потом горячо обсуждали увиденное. Сколько было у меня таких сеансов! 1926 год. В нашем городе открылось агентство Совкино, которое занималось оснащением киносети и снабжением фильмами всей губернии. Начался регулярный показ кинолент в Кинешме, Шуе, Вичуге, Родниках…
В 1926 году, когда наша губерния была преобразована в промышленную область, включавшую в себя Ярославскую, Владимирскую и Костромскую губернии, Иваново стало центром отделения Союзкино, а 1933 году здесь организовалось областное Управление кинофикации, возглавить которое поручили мне.
Шел бурный процесс строительства новых кинотеатров, мы получали кинопередвижки для села - одним словом, киносеть области расширялась, набирая темпы. Помню, как открывали мы в Кохме один из первых в области звуковых кинотеатров, какой огромной радостью наполнились наши сердца, когда мы смотрели первый звуковой фильм "Путевка в жизнь". Помню открытие одного из крупнейших в республике кинотеатров - "Центрального" в Иванове, волнующие встречи с приезжавшими в наш текстильный край С. Эйзенштейном, Г. Александровым, Л. Орловой, Б. Чирковым, М. Бернесом, Н. Крючковым…
Я счастлив, что все это происходило на моих глазах, при моем участии. Радостно сознавать, что и я принадлежу к армии кинематографистов.
|